Дмитрий Горчаков. Немного атома и радио (nucl0id) wrote,
Дмитрий Горчаков. Немного атома и радио
nucl0id

О Премьере, не состоящем на госслужбе

Этот пост в первую очередь для себя - разобраться и собрать факты и ссылки в одном месте, спросить непонятное у знающих, и предложить сомневающимся тоже порассуждать.

Вот многих волнует вопрос - почему Путин, зарегистрированный кандидат в Президенты, занимая должность Председателя Правительства РФ, не уходит в отпуск на время избирательной кампании? Кажется очевидным, что человек, мелькая каждый день на телеэкране в связи с выполнением его служебных обязанностей (хотя надо понимать что в его обязанности входит не появление на экране, а нечто иное), имет некоторые преимущества перед другими кандидатами просто в силу занимаемого поста во время избирательной кампании (а не до нее).

Пару часов назад этот же вопрос в эфире Эха Москвы был задан председателю ЦИК Чурову Алексеем Венедиктовым со ссылкой на ст 41. ФЗ о выборах президента РФ:

п.1. ст.41. Кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности либо находящиеся на государственной или муниципальной службе, кандидаты, являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимуществ своего должностного или служебного положения.

п.2. ст.41. Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах Президента Российской Федерации освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей. Заверенная копия соответствующего приказа (распоряжения) представляется в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации кандидатом или уполномоченным представителем политической партии, выдвинувшей кандидата, не позднее чем через три дня со дня регистрации соответствующего кандидата.


Чуров не оригинальничает, а повторяет уже озвученную ранее позицию ЦИК по этому вопросу: "Путин не является госслужащим, а всего лишь замещает государственную должность". Некоторые юристы вот в сети то же самое пишут.

Что это вообще значит, кто-нибудь понимает? Для меня непонятный ответ - не ответ. Ну да ладно, черт их разберет в этих терминах, может по их законам так оно и есть, но для обывателя вот разницы нет на самом деле, ведь понятно что так или иначе Премьер - должность высокая, а дух закона предписывает уходить в отпуск тем кто в силу своей должности может ей воспользоваться в интересах собственной избирательной кампании. Так почему же буква закона не соотвествует духу и оставляет человеку занимающему такую высокую должность такие же большие соблазны? Должность же назначаемая, скорее техническая чем политическая, в отличие от Президента, идущего на второй срок, или лидера оппозиционной партии и избранного депутата Госдумы, выдвигающегося в президенты. Можно и в отпуск уйти - ничего страшного не случится.

Ок, процитированный выше пункт 2 статьи 41 действующего 19 ФЗ о необходимости ухода в отпуск формально к Премьеру не применим. Но первый то пункт, о неиспользовании преимуществ своего служебного положения, применим, поскольку Председатель правительства - самая что ни на есть госдолжность, хоть и не госслужащим занимаемая (смешно звучит на самом деле). Что же имеется в виду под использованием служебного положения?

п.4. ст 41. Под использованием преимуществ своего должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе следует понимать:

1) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих для осуществления в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидата;
2) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидата, в случае, если иным кандидатам не будет гарантировано использование указанных помещений на таких же условиях;
3) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением перечисленных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда;
4) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидата. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране;
5) сбор подписей избирателей, ведение предвыборной агитации лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;
6) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, ведения предвыборной агитации в случае, если иным кандидатам для этих же целей не будет гарантирован такой доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом;
7) агитационное выступление в период избирательной кампании при проведении массового мероприятия, организуемого государственными органами и (или) органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий, а также обнародование в период избирательной кампании в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств его избирательного фонда.


Тут мы имеем несколько интересных выводов. Согласно пунктам 1 и 5, если мы увидим кого-то из госслужащих или муниципальных служащих, глав администраций и районов, восхваляющих Путина в служебное время - это нарушение. И пусть они шифруются под ОНФ - никаких плюсов это им не дает. Если в агитации в рабочее время задействован сотрудник какой-либо администрации - чувак нарушает закон. Так же согласно пункту 5, даже Премьер не имеет права за себя агитировать во время служебных командировок (а агитацией считается создание положительного или отрицательного образа кандидата с одновременным упоминанаем о предстоящих выборах) - внимательно смотрим репортажи на ТВ.

Есть еще чудесный пункт 5 в ст 41, много говорящий именно о духе статьи закона, согласно букве которого Премьер не обязан уходить в отпуск:
5. Соблюдение перечисленных в пункте 4 настоящей статьи ограничений не должно препятствовать осуществлению Президентом Российской Федерации, баллотирующимся на второй срок, своих полномочий, а также осуществлению депутатами своих полномочий и выполнению ими своих обязанностей перед избирателями.

Т.е. Президент, идущий на второй срок, который как и Премьер не является госслужащим, т.е. тоже не должен уходить в отпуск на время своей избирательной кампании, имеет несколько большую свободу действий при выполнении своих обязанностей, которые ставятся выше чем возможное получение преимущества в избирательной кампании. То же самое касается депутатов. А вот Премьера это не касается - т.е. по закону можешь работать, но даже для выполнения своих обязанностей у тебя нет законного права получать преимущества от своего положения. Так что по уму лучше бы в отпуск свалить - не такая важная должность все же, чтобы рисковать и нарушать закон. Но кого это волнует?

Напрашивающиеся выводы:
1. Жулики и воры продолжают жульничать и играть по формальным правилам, ими же установленным и прикрываемым, и совершенно непрозрачным и непонятным простым избирателям. Это к вопросу о том что основные нарушения, а равно и делегитимизация власти, происходят не в день голосования, а до него. И прозрачными урнами и видеокамерами это не исправить.
2. Надо понимать на будущее, что в данном вопросе буква закона не соответствует его духу - надо либо обязывать Премьера уходить в отпуск, либо повышать значимость его поста до политического. Например, путем избрания.

UPD1: По поводу п. 4 и подпунктов 1-7 о использовании служебного положения. Состоявшийся сегодня в Екатеринбурге штаб по избранию Путина президентом, в котором приняли участие и и.о. губернатора Гредин, и глава администрации Екатеринбурга Якоб, состоялся исключительно благодаря тому что сегодня у них, видимо, еще выходной, а не рабочий день. А вот после новогодних каникул - формулировать и писать жалобы в прокуратуру, мелким почерком, на всех кому не положено в рабочее время занимается реализацией своих политических пристрастий в текущей избирательной кампании. Либо в нерабочее, но с использованием служебного транспорта (например, арендованных на бюджетные деньги мерседесов), и т.д....

UPD2: Очень интересную инфу подкинули в комментариях. Оказывается, до поправок 2005 года, тот же п.2 ст.41 19ФЗ "О выборах президента..." гласил, что в отпуск на время избирательной кампании должны были уходить все кандидаты, включая Премьера и глав субъектов РФ (привет кандидату-единоросу Мезенцеву, тоже после тех поправок не обязанному теперь уходить в отпуск!), а не уходят лишь действующий Президент либо Премьер, исполняющий обязанности Президента. Так что мы видим что, во-первых, от духа закона почему-то отступили и вопросы у людей возникают неспроста. Во-вторых, мы видим, что эти поправки внесли при Президенте Путине, т.е. сейчас он удачно использует те правила игры, которые своей же президентской подписью и ввел в действие после своего избрания на второй срок. А вы помните что он подписал те поправки? А он подписал...
Tags: выборы?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments