?

Log in

No account? Create an account

Две книги астронавтов о полетах на шаттлах - Дмитрий Горчаков. Немного атома и радио

окт. 22, 2018

09:30 pm - Две книги астронавтов о полетах на шаттлах

Previous Entry Поделиться Next Entry

Давно не писал в рубрику литературных обзоров под тэгом книги) В этом году в отпуске прочитал две книжки на космическую тему – мемуары двух астронавтов, Майка Маллейна и Майка Массимино. Они представляют два поколения астронавтов, летавших на шаттлах. Интересно, что некоторые детали описываются одинаково с точностью до формулировок, а значит им можно верить).

hZ99YO07Qro.jpg


Маллейн постарше, из набора 1978 года, первого, который специально готовили для полетов на шаттлах. Почти классический путь астронавта - вояка, летчик, точнее оператор вооружения – т.е. второй пилот. У него было три полета в космос, причем два засекреченных – выводили военные спутники. Его мемуары ценны описанием атмосферы в отряде астронавтов в первое десятилетие полетов шаттлов и отдельная интересная линия в книге – его взгляд на отбор астронавтов как военного человека. Ведь на шаттлы, которые должны были стать заменой всем другим видам полетов, стали отбирать уже не только летчиков, но и инженеров, ученых, которые могли бы работать в космосе. Он там вначале с нескрываемым презрением (книжка не зря называется «возмутительные истории») относится к гражданским астронавтам – ученым или постдокам, хотя потом его мнение и меняется, и однозначно негативно к «пассажирам», попадающим в график полетов из соображений пиара или политических интриг, будь это хоть сам легендарный Джон Гленн в качестве сенатора и потенциального кандидата в президенты. В отличие от них, военные летчики (там кстати интересно поясняется почему морских летчиков из ВМФ среди астронавтов больше чем из ВВС) прошли жесточайший отбор для эксплуатации опасной техники и у них особое отношение к смерти.

Это вообще одна из главных тем книги – описание внутренней борьбы летчика между желанием летать любой ценой и жутким страхом смерти, пониманием того что она вот вот рядом и вероятность ее выше чем во Вьетнаме, где Маллейн, кстати, более 100 вылетов совершил. И разбор катастрофы "Челленджера", где погибли его напарники и хорошая подруга – важная часть книги. Он там подробно разбирает аварию и ее причины, как техническую часть, так и организационную, нещадно критикуя политику НАСА, которая во многом привела к аварии. Короче - летать на шаттлах, где не было системы спасения экипажа (он там поясняет почему все что там было по той части – это ерунда и фикция) было ужас как страшно. Недавняя авария нашего корабля "Союз", о которой я подробно рассказывал на радио, показала на практике важную роль такой системы спасения. Маллейн задается справедливым вопросом о том стоило ли вообще заменять шаттлами с людьми те миссии, где можно просто отправить ракету со спутником. Собственно, сейчас перешли к этому.

QggN4muFQu4.jpg
Экипаж первого полета Маллейна в 1984 году. Девушка в центре Джудит Резник, которая через 2 года погибнет на "Челленджере".

Но это все подробности для тех, кто внутри системы и понимает как там что работает. А отдельная важная тема – то через что приходится проходить близким и женам астронавтов. Семьи астронавтов наблюдают старт со специальной площадки в сопровождении «эксорта» из других астронавтов, имеющих четкий протокол действий на случай аварии. У шаттлов, в отличие от наших кораблей, частенько переносили или сдвигали старт, поэтому за три полета Маллейн и его жена пережили около 10 подготовок к старту, которые иногда отменялись буквально за несколько секунд до пуска. Это реально тяжело читать и сложно поверить в то что что можно пережить без поседения волос. Не случайно Маллейн ушел из отряда после трех полетов понимая, что нервы жены уже не выдержат.

Совсем другой взгляд в книге Массимино. Нет, там конечно тоже полно про страх и ужас, ведь на его активную работу в отряде выпала катастрофа «Колумбии» в 2003, причем он летал в первый раз буквально перед ней. Но эта книга интересна уже взглядом как раз того самого умника, постдока, первоклассного инженера – выпускника Колумбийского университета и MIT. Массимино один из пары десятков «хаблонавтов» - тех, кто выходил в открытый космос для обслуживания и ремонта телескопа «Хаббл». Массимино летал к телескопу дважды. Причем второй полет, в 2009 году, был под угрозой срыва. Программу Space Shuttle после гибели «Колумбии» было решено свернуть (поэтому сейчас на МКС летают только на наших кораблях) и в планах остались лишь необходимые полеты для достройки МКС. Полеты к телескопу «Хаббл» было решено прекратить. А он так спроектирован, что не может работать без периодического обслуживания людьми и замены оборудования. К тому же его предполагали после окончания срока службы на шаттле же вернуть на землю и поставить в музей – вот это был бы экспонат! Но увы, не буду пересказывать всю книгу (отмечу лишь что описание отдельных подробностей ремонта – это истинный инженерный восторг), но в итоге последнюю миссию к нему пробили и Массимино с товарищами сделали все возможное, благодаря чему телескоп работает до сих пор и должен протянуть до запуска себе на смену телескопа «Джеймс Уэбб» через пару лет. А потом его просто затопят(

AJk9sunXTYg.jpg
Майк Массимино и телескоп "Хабл" "пришвартованный" к шаттлу для обслуживания.

Ну и отдельный штрих – Массимино известен еще и тем, и об этом тоже пишет в деталях, что стал первых твиттерянином в космосе (вот ссылка на его твиттер, возможно по традиции после него астронавты НАСА называют свои аккаунты в твиттере добавляя к имени "Astro_"), и «крестным отцом» астронавта Говарда Воловица, пять раз появившись в эпизодах сериала «Теории большого взрыва».

M1DQF4vOxQw.jpg
Кадр из сериала "Теория большого взрыва" с Массимино. При этом Массимино на самом деле никогда не летал на наших кораблях "Союз", как это показано в сериале.

Короче, обе книжки мастрид для всех кто интересуется космосом. Лично я о программе шаттлов из этих книг узнал больше, чем за все время до того. Массимино вполне можно рекомендовать как мотивационную книжку для школьников. А Маллейна для более вдумчивого погружения в тему чуть позже.