Дмитрий Горчаков. Немного атома и радио (nucl0id) wrote,
Дмитрий Горчаков. Немного атома и радио
nucl0id

Category:

Две книги астронавтов о полетах на шаттлах

Давно не писал в рубрику литературных обзоров под тэгом книги) В этом году в отпуске прочитал две книжки на космическую тему – мемуары двух астронавтов, Майка Маллейна и Майка Массимино. Они представляют два поколения астронавтов, летавших на шаттлах. Интересно, что некоторые детали описываются одинаково с точностью до формулировок, а значит им можно верить).

hZ99YO07Qro.jpg


Маллейн постарше, из набора 1978 года, первого, который специально готовили для полетов на шаттлах. Почти классический путь астронавта - вояка, летчик, точнее оператор вооружения – т.е. второй пилот. У него было три полета в космос, причем два засекреченных – выводили военные спутники. Его мемуары ценны описанием атмосферы в отряде астронавтов в первое десятилетие полетов шаттлов и отдельная интересная линия в книге – его взгляд на отбор астронавтов как военного человека. Ведь на шаттлы, которые должны были стать заменой всем другим видам полетов, стали отбирать уже не только летчиков, но и инженеров, ученых, которые могли бы работать в космосе. Он там вначале с нескрываемым презрением (книжка не зря называется «возмутительные истории») относится к гражданским астронавтам – ученым или постдокам, хотя потом его мнение и меняется, и однозначно негативно к «пассажирам», попадающим в график полетов из соображений пиара или политических интриг, будь это хоть сам легендарный Джон Гленн в качестве сенатора и потенциального кандидата в президенты. В отличие от них, военные летчики (там кстати интересно поясняется почему морских летчиков из ВМФ среди астронавтов больше чем из ВВС) прошли жесточайший отбор для эксплуатации опасной техники и у них особое отношение к смерти.

Это вообще одна из главных тем книги – описание внутренней борьбы летчика между желанием летать любой ценой и жутким страхом смерти, пониманием того что она вот вот рядом и вероятность ее выше чем во Вьетнаме, где Маллейн, кстати, более 100 вылетов совершил. И разбор катастрофы "Челленджера", где погибли его напарники и хорошая подруга – важная часть книги. Он там подробно разбирает аварию и ее причины, как техническую часть, так и организационную, нещадно критикуя политику НАСА, которая во многом привела к аварии. Короче - летать на шаттлах, где не было системы спасения экипажа (он там поясняет почему все что там было по той части – это ерунда и фикция) было ужас как страшно. Недавняя авария нашего корабля "Союз", о которой я подробно рассказывал на радио, показала на практике важную роль такой системы спасения. Маллейн задается справедливым вопросом о том стоило ли вообще заменять шаттлами с людьми те миссии, где можно просто отправить ракету со спутником. Собственно, сейчас перешли к этому.

QggN4muFQu4.jpg
Экипаж первого полета Маллейна в 1984 году. Девушка в центре Джудит Резник, которая через 2 года погибнет на "Челленджере".

Но это все подробности для тех, кто внутри системы и понимает как там что работает. А отдельная важная тема – то через что приходится проходить близким и женам астронавтов. Семьи астронавтов наблюдают старт со специальной площадки в сопровождении «эксорта» из других астронавтов, имеющих четкий протокол действий на случай аварии. У шаттлов, в отличие от наших кораблей, частенько переносили или сдвигали старт, поэтому за три полета Маллейн и его жена пережили около 10 подготовок к старту, которые иногда отменялись буквально за несколько секунд до пуска. Это реально тяжело читать и сложно поверить в то что что можно пережить без поседения волос. Не случайно Маллейн ушел из отряда после трех полетов понимая, что нервы жены уже не выдержат.

Совсем другой взгляд в книге Массимино. Нет, там конечно тоже полно про страх и ужас, ведь на его активную работу в отряде выпала катастрофа «Колумбии» в 2003, причем он летал в первый раз буквально перед ней. Но эта книга интересна уже взглядом как раз того самого умника, постдока, первоклассного инженера – выпускника Колумбийского университета и MIT. Массимино один из пары десятков «хаблонавтов» - тех, кто выходил в открытый космос для обслуживания и ремонта телескопа «Хаббл». Массимино летал к телескопу дважды. Причем второй полет, в 2009 году, был под угрозой срыва. Программу Space Shuttle после гибели «Колумбии» было решено свернуть (поэтому сейчас на МКС летают только на наших кораблях) и в планах остались лишь необходимые полеты для достройки МКС. Полеты к телескопу «Хаббл» было решено прекратить. А он так спроектирован, что не может работать без периодического обслуживания людьми и замены оборудования. К тому же его предполагали после окончания срока службы на шаттле же вернуть на землю и поставить в музей – вот это был бы экспонат! Но увы, не буду пересказывать всю книгу (отмечу лишь что описание отдельных подробностей ремонта – это истинный инженерный восторг), но в итоге последнюю миссию к нему пробили и Массимино с товарищами сделали все возможное, благодаря чему телескоп работает до сих пор и должен протянуть до запуска себе на смену телескопа «Джеймс Уэбб» через пару лет. А потом его просто затопят(

AJk9sunXTYg.jpg
Майк Массимино и телескоп "Хабл" "пришвартованный" к шаттлу для обслуживания.

Ну и отдельный штрих – Массимино известен еще и тем, и об этом тоже пишет в деталях, что стал первых твиттерянином в космосе (вот ссылка на его твиттер, возможно по традиции после него астронавты НАСА называют свои аккаунты в твиттере добавляя к имени "Astro_"), и «крестным отцом» астронавта Говарда Воловица, пять раз появившись в эпизодах сериала «Теории большого взрыва».

M1DQF4vOxQw.jpg
Кадр из сериала "Теория большого взрыва" с Массимино. При этом Массимино на самом деле никогда не летал на наших кораблях "Союз", как это показано в сериале.

Короче, обе книжки мастрид для всех кто интересуется космосом. Лично я о программе шаттлов из этих книг узнал больше, чем за все время до того. Массимино вполне можно рекомендовать как мотивационную книжку для школьников. А Маллейна для более вдумчивого погружения в тему чуть позже.
Tags: книжки, космос, техника
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments