?

Log in

No account? Create an account

30 лет полету «Бурана» - Дмитрий Горчаков. Немного атома и радио

ноя. 15, 2018

11:36 am - 30 лет полету «Бурана»

Previous Entry Поделиться Next Entry

15 ноября 1988 года состоялся первый и последний полет советского многоразового космического корабля «Буран». Этот проект стал вершиной советской космической программы, одним из самых сложных когда-либо построенных космических аппаратов, во-многом опередивший свое время. Отчасти это его и погубило, поскольку первый полет и стал последним. О том, как этот проект появился, чем отличался от американского аналога и почему его постигла такая судьба, можно послушать запись моего вчерашнего радиоэфира на YouTube или почитать мой материал под катом, так же вышедший сегодня на E1 и других порталах сети Hearst Shkulev Media.




Рождение Бурана

Сейчас перспективы многоразовых кораблей наверно уже ни у кого не вызывают сомнений. Ракеты Илона Маска летают и возвращаются, многоразовые грузовые космические корабли летают к Международной космической станции, развиваются проекты космического туризма, и даже проектируемый новый российский корабль Федерацию тоже будет многоразовым. Но в конце 60-х одноразовые ракеты для не частых пусков всех устраивали. Тогда, в самый разгар холодной войны, две сверхдержавы продолжали соревноваться в космосе. Проиграв лунную гонку, СССР сосредоточился на создании орбитальных станций длительного пребывания космонавтов. А в США после высадки на Луну искали еще более масштабный и вдохновляющий проект. Рассматривались варианты создания огромной орбитальной станции, станций на Луне и, уже тогда, полет на Марс. И все эти проекты предлагалось реализовывать с помощью новой системы полета в космос – многоразовых кораблей. Но урезание бюджета в итоге привело к сокращению планов, от которых остались лишь сами корабли - шаттлы. Они должны были существенно снизить стоимость выведения грузов на орбиту при условии частых запусков каждые две недели. Забегая вперед скажем, что эти ожидания не оправдались.

184188792.jpg
«Буран» c ракетой-носителей «Энергия»

Идея космического челнока проста – это корабль, который взлетает как ракета, а садится как самолет. При этом у него на борту есть кабина для экипажа до 8 человек и грузовой отсек, в котором он может увезли в космос до 25 т груза. Это позволяло выводить и ремонтировать в космосе спутники и модули орбитальных станций. При этом аппарат мог использоваться и в военных целях – кроме выведения военных спутников технически ничто не мешало загружать в него и «бомбы» для сброса из космоса. А самое главное, и это уникальная возможность, которая появляется именно у многоразового корабля – в грузовом отсеке он может и спускать с орбиты грузы – спутники или станции (например, планировалось, что на шаттле вернут на землю телескоп «Хаббл» и разместят его в музее). И не только свои, но и потенциального противника…

Появление таких возможностей у США не могло не обеспокоить советское руководство и привело к запуску аналогичной программы. Отчасти эта ситуация напоминает историю с атомными проектами, где СССР догонял США с отставанием в несколько лет, пытаясь лишить их монополии на новое оружие. Первый полет шаттла состоялся 12 апреля 1981 года, ровно через 20 лет после полета Гагарина. «Буран» полетел через 7 лет, 15 ноября 1988.


Взлет шаттла «Атлантис». Фото NASA.

Шаттл и «Буран»: найдите 10 отличий

У нас были свои разработки по многоразовым системам (например, проект «Спираль»), но политическое руководство поставило задачу идти проверенным путем за американцами -повторить конфигурацию грузового отсека и обеспечить выведение не меньшей массы груза. Из самой постановки задачи вытекало то, что корабли буду очень похожи. И неопытный взгляд действительно с трудом найдет 10 отличий на фотографиях «Бурана» и шаттла.


Макеты шаттла и «Бурана» в екатеринбургском планетарии.

Но сам возвращаемый космический ракетоплан - это лишь часть многоразового комплекса. Вторая важная составляющая – это системы его запуска в космос. И наибольшие отличия двух программ видны именно в них. «Спейс-шаттл» взлетает на самом деле не на ракете, а на собственных двигателях, топливо для которых подается из огромного внешнего рыжего бака, и на двух боковых ускорителях. Т.е. вся эта система без шаттла не взлетит. Советская многоразовая система называется «Энергия-Буран», именно потому что это связка челнока и сверхмощной ракеты «Энергия». Она может самостоятельно вывести на низкую орбиту около 100 т груза (масса «Бурана»), это в 5 раз больше чем позволяют наши современные ракеты «Протон». Поэтому при взлете «Буран» свои двигатели не использует, а включает их лишь на последней стадии полета уже в космосе. А ракета может применяться и для других задач. И до полета «Бурана» она успела вывести в космос военную станцию «Скиф» массой около 80 тонн. Но на этом отличия не заканчиваются.

3539940947.jpg
«Буран» и ракета Энергия в сборочном цехе

Полет и посадка

15 ноября 1988 года «Буран» дважды облетел Землю за 205 минут. На его борту не было людей. Он летел в полностью автоматическом режиме. В отличие от шаттлов, которые садились под управлением астронавтов-пилотов. Даже самый первый полет шаттла в 1981 году был пилотируемым, хотя, конечно, это было очень опасно. Кстати, на нем летел Джон Янг, легендарный астронавт, к тому времени уже 4 раза летавший в космос и ходивший по Луне. К моменту первого полета на шаттле «Колумбия» (с пилотом Робертом Криппеном) он как раз руководил отрядом астронавтов НАСА.


Видео NASA о полете и приземлении первого Спейс Шаттла. Ближе к концу есть невероятные кадры радостного Янга, осматривающего шаттл после посадки.

Так вот, в отличие от шаттлов, «Буран» садился полностью автоматически. Он взлетел ранним ноябрьским утром в не самую хорошую погоду. Причем это была вторая попытка старта, первая была за пару недель до того, но была прервана за 51 с. до старта. А в первый полет был ветер, дождь и низкая облачность. Это не страшно для старта, но, как и для всех самолетов, опасно при посадке. Не случайно у «Бурана» было несколько запасных аэродромов для посадки (В Симферополе, Приморье, на Кубе) помимо аэродрома Юбилейный на Байконуре. Точно так же, как и у американского шаттла была резервная посадочная база в Испании.


Подготовка к старту и старт. Видеохроника Роскосмоса.

Важно отметить, что посадку в атмосфере и «Буран» и шаттл осуществляют без двигателей, как планер. Начиная снижаться с 200-километровой высоты практически на другой стороне планеты, за десятки тысяч километров от аэродрома посадки, орбитальный самолет имеет всего одну попытку попасть на посадочную полосу длиной 4,5 км и шириной 80 метров. При этом для снижения огромно скорости, многократно превосходящей скорость звука, планер маневрирует в атмосфере по S-образной траектории как сноубордист на склоне, отклоняясь на сотни километров. И права на ошибку у него нет.

233484535.jpg
Приземления «Бурана»

И вот уже на высоте около 20 км, получив обновленные метеорологические данные, цифровой мозг «Бурана» принимает самостоятельное решение и планер делает резкий маневр и уходит влево. Это стало неприятным сюрпризом для руководителей полета. Драматизма добавило то, что в это же время планер теряют службы наземного слежения, т.к. он попал в слепую зону прямо над ними. Руководство даже рассматривало вариант дистанционного подрыва и уничтожения «Бурана», опасаясь, что он окончательно потерял управление. Но терпение было вознаграждено. Просто автоматика корабля решила, что при существующем направлении ветра безопаснее будет садиться с другой стороны полосы! Почти с ювелирной точностью «Буран» приземлился на полосу, отклонившись от ее центра менее чем на метр. Это был триумф огромного числа строителей, конструкторов, программистов.


Видео приземления «Бурана»


Нереализованные планы

Всего по программе «Буран» планировали построить 5 челноков, как и в США. К 1988 году кроме полетевшего изделия был почти на 95% готов второй экземпляр и на половину готов третий.
Второй полет планировался лишь через 3 года, в 1991-м. Он тоже должен был быть беспилотным. И лишь четвертый полет в 1994 году должен был стать пилотируемым. Все эти полеты планировались как испытательные, поскольку совершенно новую технику предстояло интегрировать в существующую космическую инфраструктуру – отработать стыковку со станцией «Мир», поработать автономно (срок автономного полета 10 космонавтов на «Буране» мог продолжаться до 30 суток, в отличие от 2 недель для 7-8 человек на шаттле), провести переход космонавтов из челнока через «Мир» в корабль «Союз» для запасного варианта спуска. Но ничего из этого не было реализовано. Первый полет стал и последним. А к станции «Мир» в итоге пристыковался «Спейс-Шаттл». И строительство МКС в итоге проводилось с участием американских челноков, а не российских.

e843d2cdfb3499ca4d67586bdecf78220e4c38dd_700_700.jpg
Шаттл "Атлантис" готовится к стыковке со станцией «Мир», 1995 год. Фото NASA.

От программы «Энергия-Буран» кроме воспоминаний нам остались сотни технологий, большая часть из которых, к сожалению, скорее всего тоже утеряна. Летавший планер вместе с ракетой «Энергия» символично погиб в 2002 году при обрушении крыши монтажно-испытательного комплекса на космодроме Байконур, где он хранился.


Второй летный экземпляр и один из макетов стоят на Байконуре и выглядят примерно вот так. Больше фото вот тут.

Из нескольких массо-габаритных макетов «Бурана», которые были построены для полетов и транспортировки в атмосфере, в настоящее время сделаны доступные для посещения музейные экспонаты – на ВДНХ в Москве, у центра Сириус в Сочи, в техническом музее Шпайера (Германия) и на Байконуре.

c533a3863868f22d8c912d67d7d0d678026f2f7c_1200.jpg
Фото Буран в музее Шпайера, Германия.

Коме того, летает и успешно возит крупногабаритные грузы по всему миру единственный, ныне украинский, самолет Ан-225 Мрия, созданный именно для транспортировки «Бурана».

2112a6a983d5e60db33a9d289b5e6b920a3ca74e_1024.jpg
Фото Ан-225 и Буран на авиасалоне в Ле Бурже в 1989 г.

Программа «Энергия-Буран» официально не закрыта до сих пор, но понятно, что ни страны, ни производственной кооперации, способной тянуть такой проект, уже нет. Как нет и необходимости в именно таком корабле. Опыт США показал, что даже они не смогли тянуть такую экономически неэффективную программу как «Спей-Шаттл». А две аварии челноков показали, что обеспечение безопасности полетов при отсутствии систем спасения для всего экипажа не представляется возможным. Нужны другие корабли и ракеты, и они обязательно появятся - более эффективные, более мощные, более безопасные. И у нас в стране, я надеюсь, тоже.


Источники фото: Роскосмос, NASA, Википедия.
Отличный сайт по теме - http://www.buran.ru/




Comments:

Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]
From:stringerrus
Date:Ноябрь 15, 2018 07:31 am
(Link)
Жаль, что такой мощный проект не получил практического применения.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:ialexef
Date:Ноябрь 15, 2018 12:17 pm
(Link)
а он не мог его получить.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]
From:prosto_vova
Date:Ноябрь 15, 2018 07:37 am
(Link)
Мда, в отличие от США, настоящий челнок которых совершил более сотни полетов, советский "Буран" оказался одноразовым беспилотником.

(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:Leon Kuznetsov
Date:Ноябрь 16, 2018 11:08 am
(Link)
Технологии были созданы и отработаны, они могли быть использованы и в других областях, но мы все помним ту жопу, которой накрыло всю страну.
Жопа - это видимо, искомое состояние нашей страны и мы с завидной регулярностью туда окунаемся.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:alien3
Date:Ноябрь 15, 2018 12:03 pm
(Link)
Спасибо за развёрнутый обзор. Я, кстати, очень нереживаю за Буран в Сочи, он всё не принят на баланс и находится под воздействием погоды на улице.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:nucl0id
Date:Ноябрь 15, 2018 12:06 pm
(Link)
Я через пару недель буду в Сочи, обязательно его осмотрю.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:froster2
Date:Ноябрь 15, 2018 12:12 pm
(Link)
На водороде летел. Пропили технологию.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:jr0
Date:Ноябрь 16, 2018 11:14 am
(Link)
Не нужна второсортная технология. Узковата ниша. Даже индийцам не нужна, потому что соперничать им с тем же Ariane и SpaceX.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:i77ome1
Date:Ноябрь 15, 2018 12:13 pm
(Link)
Хорошо, что все обошлось без жертв. Будет, что отметить сегодня🍻
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:Дмитрий Плахофф
Date:Ноябрь 15, 2018 12:13 pm
(Link)
Если учитывать как либерази уничтожали в 90х гражданскую авиацию России, понятно становится, почему развитие Бурана было остановлено.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:Igor Martynenko
Date:Ноябрь 15, 2018 12:34 pm
(Link)
А кто его развивал бы? Убогий совок?
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
From:valcat_8
Date:Ноябрь 15, 2018 12:49 pm
(Link)
Ну "Буран" не садится, а совершил посадку. ОДНУ.
А в принципе вы правы. Только вскользь написано.
"Буран" был обречен. "Шаттл" прогонял топливо через свой мощный двигатель (наши аналога так и не сделали), это только БАК, бочка с топливом. У "Бурана" это сложнейший и дорогой комплекс, который после ОДНОГО старта выбрасывался. Даже с баком ,а не с ракетой как у нас, "Шаттл" оказался слишком дорог и не рентабелен.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:alien3
Date:Ноябрь 15, 2018 03:40 pm
(Link)
В этом было принципиальное отличие - сделали РН для лунной и марсианской программы, а не просто бак для челнока. "Энергия" доводилась бы до "Вулкана" и путь к планетам был бы открыт. Но...
Министр обороны СССР (!!!) Устинов это поддержал.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]
From:starcuriosity
Date:Ноябрь 15, 2018 01:27 pm
(Link)
Мда. Вот так вот открываешь пост с заманчивым заголовком, надеешься хоть на базовую техническую грамотность, а тут
"Сейчас перспективы многоразовых кораблей наверно уже ни у кого не вызывают сомнений. "
...
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:syper_barmaley
Date:Ноябрь 15, 2018 02:28 pm
(Link)
а что вызывают? ах да у тупорылого рогозина и таких же тупорылых русских урапоцриотов
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:apollo_musaget
Date:Ноябрь 15, 2018 02:06 pm
(Link)
Буран это ведь стихийное явление природы. Пурга, одним словом.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:tuk_blog
Date:Ноябрь 15, 2018 02:30 pm
(Link)
На фото у вас только сборка, а делали десятки или сотни заводов.
У нас комплектующие к Бурану и кассетным бытовым магнитофонам делали в одних цехах, на одних и тех же станках и одни и те-же люди.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:graphitediamond
Date:Ноябрь 15, 2018 03:10 pm
(Link)
И делали одинаково хуево.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
From:borisyurinov95
Date:Ноябрь 15, 2018 02:59 pm
(Link)
<<самолет Ан-225 Мрия, созданный именно для транспортировки «Бурана».

вес пустого бурана - примерно 75тонн
грузоподъемность Ан-225 - 250 тонн

кто нибудь может объяснить зачем такой запас?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:nucl0id
Date:Ноябрь 15, 2018 04:31 pm
(Link)
Кроме "Бурана" он должен был перевозить части ракеты "Энергия".
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]
From:zverolov1
Date:Ноябрь 15, 2018 07:14 pm
(Link)
Да уж...
Ну, начнем макать головой в нелицеприятные факты?
1. Его начали делать ШОБ БЫЛО, как у американцев. Посмотрите сайт Буран.ру, раздел "нагрузки для Бурана". Этот паноптикум смертоубийсвенных инвалидов должен был оправдать существование монстра, хотя средствами РВСН и авиации все то же самое делается в 100 раз надежнее, в 100 000 раз дешевле, и, главное, в 1 000 000 раз оперативнее!

2. Нас развели, как лохов!!! Страшилки про "атмосфЭрный" маневр шаттла, при котором, он резко меняет наклонение орбиты и внезапно оказывается над Москвой, это для младшей группы детского сада. Ежу понятно, что сход с орбиты, аэродинамический (ага, на скорости 20 махов) разворот и выход обратно в космос, это офигительная прочность конструкции, принципиально не достижимая корпусом с раскрывающимся люком, и сотни тонн топлива, которых у шаттла нет. Ну и даже если бы, положим, он такое бы мог, что сделает наш шаттл, даже стоящий в готовности на старте, а скорее всего в 180 суточной готовности к старту в ангаре? Да ничего!!! Тут ПВО и ПРО должно не щелкать клювом!

3. ТЕХНОЛОГИИ!!! АААААААААААААА! ОООООООООООООООО!!! ДАААААА!!!!!!!!
Ну наберите в гугле фразу "технологии бурана", выскочит стописят тысяч ссылок. Открываем все, там ода и контата, симфония и гегемония!!! НО, везде написано "если бы эти технологи БЫЛИ БЫ ВНЕДРЕНЫ...", т.е. не внедрено НИЧЕГО!!! От Аполлона есть хотя бы липучки на одежде, от Барана нихрена! А почему?
Да потому, что это КОСМИЧЕСКИЕ технологии, которые применяются там, где ничерта не того, что надо, а того, что не надо, хоть китайцам продавай! Нет воздуха, воды, полно холода и прочее. На земле можно привезти генератор, цистерну соляры, дом со стенами в 3 метра и все будет в 50 раз дешевле космических технологий! там, в космосе, по другому никак нельзя, здесь полно дешевых альтернатив!

4. Главная фишка шаттла, которая тоже не была использована амерами, это грузопоток вниз, до 15 тонн. Спускать с орбиты было нечего!!! Ни им, ни нам. Ловить поломатые геостационарные спутники, чинить и пускать обратно нафиг не нужно, потому что западные не ломаются, а наши проще выбросить до старта.

И самое главное, что вот эти все конструкторы-создатели ракетной техники, отлично знали, что это лажа и фуфло, но доказывали, проталкивали маразматикам из политбюро, сосали народные деньги (не, ну не памятники ленину на них строить же?) и знали, что вся эта монструозность порастет бурьяном. А не поросла бы, каждый пуск был бы по заветам С.П. Королева: "Стреляем городами".
Короче, хорошо, что это космическая система действующая по принципу ВЫСТЕЛИЛ - ЗАБЫЛ!!!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:zverolov1
Date:Ноябрь 16, 2018 04:10 am
(Link)
Ну и как вишенка на торте, АМЕРИКАНСКИЙ ШАТТЛ С САМОГО НАЧАЛА УМЕЛ САДИТЬСЯ АВТОМАТИЧЕСКИ!!!! Но астронавты этого ему не давали делать, иначе на кой ляд они там сидят?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:kofusun
Date:Ноябрь 15, 2018 10:43 pm
(Link)
В заметке два важных недостатка. Мифы и страшилки, которые использовались нашими космолоббистами при выбивании бюджетов, про военные цели, никакого подтверждения не имеют. И правильнее их не указывать или указывать именно как миф.
Ну и совсем уж косяк - в подписи к фотографии с Атлантисом.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:nucl0id
Date:Ноябрь 16, 2018 07:28 am
(Link)
Спасибо за замечания. С Атлантисом реально косяк, зарапортовался, поправил. Ну а мифы - такие крупные проекты всегда результат компромисса, и какие именно мотивы сыграли свою ключевую роль в запуске программы сейчас наверно сложно сказать.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]
From:vyshemir
Date:Ноябрь 16, 2018 05:37 am
(Link)
Возможно Буран и Шаттл опередили своё время.
Ещё нет технологий, обеспечивающих возможность безопасного использования многоразовых космических кораблей.
В СССР разрабатывался более компактный спускаемый планер, но в погоне за Америкой решено было создать свой ответ программе Спейс-Шаттл. Буран по многим параметрам превзошел американца, но горбачёвщина убила все перспективные начинания.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:trump_donald
Date:Ноябрь 16, 2018 11:30 am
(Link)
>Буран по многим параметрам превзошел американца

интересно узнать по каким...
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]
From:pyton
Date:Ноябрь 16, 2018 06:28 am
(Link)
По сути дорогущий и ненужный проект - один из могильщиков СССР
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:trump_donald
Date:Ноябрь 16, 2018 12:16 pm
(Link)
Это точно.
(Ответить) (Parent) (Thread)