?

Log in

No account? Create an account

Некоторые технические комментарии к сериалу Чернобыль - Дмитрий Горчаков. Немного атома и радио — ЖЖ

июн. 26, 2019

11:35 am - Некоторые технические комментарии к сериалу Чернобыль

Previous Entry Поделиться Next Entry

Сериал "Чернобыль" от HBO я ждал с конца марта, когда появился его первый трейлер. С начала выхода сериала в мае я был загружен работой и даже не мог посмотреть его вместе со всеми, хотя весь интернет уже бурлил от первых серий, поражающих своей трагичностью и вниманием к бытовым деталям. Тем не менее, все чаще мне стали задавать вопросы о сериале, смотрел ли я и правда ли что там показано. Честно говоря, после такого становилось даже страшно смотреть, понимая что мне предстоит.

Потому что я не считаю себя специалистом по Чернобылю. Конечно, я был на самой Чернобыльской АЭС и в заброшенной Припяти в 2012 году, в курсе некоторых технических деталей аварии как физтех-реакторщик по образованию, некоторых последствий аварии как сотрдуник радиационной лаборатории УрО РАН и аспирант-радиоэколог, и некоторых мер по реабилитации последствий как сотрудник компании, этим занимавшейся. Но я совсем не историк и не знаю всех деталей, поэтому я понимал, что для подробного разбора на правду/неправду нужно погрузиться в огромный объем информации и материала (как в итоге и пришлось). Но когда даже мой шеф-ликвидатор запоем посмотрел за ночь 4 серии, а я еще не взялся за первую, стало совсем неловко. В итоге я посмотрел первые две и оказался под сильнейшим впечатлением, но испытал смешанные чувства. С одной стороны, поразило то самое погружение в атмосферу, о которой все писали. Причем бытовые детали советского быта оставили меня совершенно равнодушным, но переданный ужас неизвестного и масштабного апокалипсиса, представшего перед очевидцами, был захватывающим. Но с другой стороны, в той или иной степени очевидные ляпы и отступление от фактов, тут и там лезущие с экрана, заставили меня схватиться за блокнот и начать выписывать вопросы и замечания, коих набралось на несколько страниц. Неосторожно поделившись этим в Facebook я навлек на себя внимание журналистов, начавших требовать этот список из блокнота.


Кадр одной из лучших популяризаторских сцен в сериале, где объясняется принцип работы ядерного реактора РБМК. Пусть и полностью выдуманная.

В итоге досматривал сериал я уже параллельно давая комментарии в СМИ (колонка на 66.ru после финального эпизода, эфир на ЕТВ, эфир на ОТВ, эфир моей рубрики на радио Серебряный Дождь, комментарии для teleprogramma.pro, и даже сделал небольшую лекцию на LiveJournal Meetup в Екатеринбурге с небольшим обзором, а теперь готовлю расширенную версию для Москвы)

Понимаю, что обзоров самых разнообразных в сети уже огромное количество. Поэтому я не претендую этим запоздалым постом ни на исчерпывающий разбор, ни на его особенную оригинальность. Я понимаю, что это художественное кино, а не документальное, поэтому достоверности от него особой ждать и не стоит. Перед авторами стояла очень непростая задача вместить огромную историю в короткий хронометраж минисериала, при этом она должна иметь некую связность и динамичность. Без упрощений и выдумок тут не обойтись. Тем более, что создатели и не скрывали что сознательно отходили от реальных событий в пользу рассказа стройной истории о "цене лжи" (пусть это и звучит как оксюморон). Поэтому мои замечания - это скорее не критика, а просто комментарии для тех, кто захочет углубиться в тему и почувствовать не только достоверность интерьеров, одежды и бытовой утвари, но и некоторых технических моментов. К тому же за некоторые попытки просто рассказать о сложном авторов можно и похвалить. Многие вещи им удались. Например, рассказ о принципе работы реактора в 5-й серии довольно неплохо объясняет конструкцию РБМК. Хотя сам суд показан очень вольно, ни Легасова ни Щербины на нем не было. Но были и другие неточности, и сознательные или досадные нелепости, которые портили впечатление. Давайте о них и поговорим.



Итак, если разбирать технические детали, то давайте начнем с некоторых физических явлений и терминов, упоминающихся уже в первых сериях.

В первой серии Дятлов говорит, что свечение воздуха, которое все наблюдают — это «свечение Вавилова–Черенкова». Это, конечно, не так. И в реальности такой фразы от профессионала быть не могло. Свечение Вавилова–Черенкова, за объяснение которого в свое время дали нобелевку, чаще всего наблюдается в более плотной среде, например, в воде, т.к. это свечение вызвано движением заряженных частиц со скоростью, превышающей скорость света в этой среде. Так, голубой свет, исходящий от реактора бассейного типа или облученного ядерного топлива, которое хранится под водой, это и есть свечение Вавилова-Черенкова. Мне такое приходилось видеть на различных объектах - очень красиво и завараживающе.


Свечение Вавилова-Черенкова в исследовательском реакторе ИВВ-2М в Институте реакторных материалов (г. Заречный)

Что касается других визуальных эффектов, то от разрушенного реактора 4-го блока в первые дни никакого черного дыма, как в сериале, не было. По реальным записям Легасова, дым был белый: "Из жерла реактора постоянно истекал такой белый, на несколько сот метров столб продуктов горения, видимо, графита. Внутри реакторного пространства было видно отдельными крупными пятнами мощное малиновое свечение."

В сцене полета на вертолете Легасов объясняет Щербине, как работает ядерный реактор. А до того так же разжевывает теорию Горбачеву. Тут опять можно поставить твердую четверку авторам за попытку обяснить зрителю сложное простыми словами. Но при этом Легасов сравнивает с пулей то атом урана, то нейтрон. И если про нейтрон это довольно корректная аналогия, то про уран — уже нет. Ну и в терминах иногда в сериале путаются, например, машинным залом они называют пульт управления энергоблоком АЭС.

Отдельная история с водолазами. И я даже не говорю о том, что в реальности все было не так драматично, и никаких добровольцев на сместь не посылали (рассказ одного из участников операции, двое из которых живы до сих пор, можно почитать тут). Справедливости ради отметим, что создатели сериала в финальных титрах признались, что сгустили краски в этой сцене. Я хочу обратить внимание на другое. В сериале, как и во многих журналистских статьях, переоценена значимость этой операции. Алексей Ананенко, Валерий Беспалов и Борис Баранов конечно сделали важное и ответсвенное дело, и как и многие ликвидаторы совершили настоящий подвиг. Но никакую Европу от взрыва они не спасали. В сериале устами Хомюк говорится, что якобы от резкого нагревания мог произойти тепловой взрыв в восемь мегатонн, что в сотни раз больше, чем бомба, сброшенная на Хиросиму. В реальности Легасов говорил в своих записях, что был лишь риск местного радиоактивного загрязнения: Я снова повторяю, что удаление воды проводилось с тем, чтобы не допустить крупного парообразования. При этом было уже ясно, что взрыва уже никакого второго мощного парового произойти не могло, а могло произойти просто интенсивное парообразование с выносом радиоактивных частиц.. Ну и конечно никто выходящим водолазам радостно не совал в руки бутылку водки...

С шахтерами тоже непросто. Идею с охлаждением реактора снизу предложил на самом деле не Легасов, а его коллега по Курчатовскому Институту академик Велихов, с которым у Легасова были непростые отношения. Легасов, отвечавший в Правительственной комиссии за локализацию последствий аварии, был против, не видя особой необходимости в таких работах. В реальности труд шахтеров и метростроевцев из Тулы, Донбасса и Подмосковья был почти напрасным, поскольку охладитель так и не задействовали — не понадобился. Что, конечно, не умаляет их подвига. Ну и конечно голышом и голыми руками они не работали, была и техника и минимальная одежда, пусть и не полная экипировка из-за тяжелых условий. Не говоря уже о ляпах с министром угольной промышленности и опять же водкой на рабочем месте... Почитать о работе шахтеров можно тут. И посмотреть видео тут:


Видео о работе шахтеров под 4-м блоком ЧАЭС

С причинами аварии создатели сериала тоже немного перегнули и сильно все упростили, сведя все к самодурству руководства станцией и дефекту реактора (концевой эффект при нажатии АЗ-5), который все тщательно скрывали. Это лишь отчасти правда. Да, проблемы реактора не выставляли напоказ, но специалисты про них знали и после аварии частично исправили. Сейчас в России работает три АЭС с такими реакторами — Ленинградская, Курская и Смоленская. Персонал станции и лично Дятлов довели реактор до неприемлемых условий, нарушили ряд инструкций, отключили системы защиты, в результате чего проявили себя дефекты конструкции реактора. Но никакого заговора КГБ по сокрытию страшных дефектов реактора не было, как и договоренностей с Легасовым об их исправлении.

Важным, но не отмеченным в сериале фактором аварии стала передача атомных станций из Минсредмаша (атомного министерства, из которого потом вырос Росатом) в Минэнерго, снижение уровня культуры безопасности, а так же потеря связи проектировщиков реакторов и эксплуатирующих организаций. Именно тут кроется секрет незнания персонала о важных и опасных особенностях реактора, а не в злом КГБ. Проще говоря, авторы не упомянули такую важную составляющую причины аварии, как советский бардак, в том числе бюрократический, головокружение от успехов в покорении мирного атома и советское желание перевыполнить план по вводу новых промышленных объектов. Сценаристы предпочли увидеть главной причиной аварии коварный заговор советской системы, покрывающей ложь и расправляющейся с любым, кто выступает против нее. Т.е. злой умысел, вместо раздолбайства. Это более кинематографично. Хотя тут как раз тот случай, когда героизм одних есть следствие раздолбайства других.

В финале под названием «Цена лжи» сценаристы поругали СССР, мол, власти экономили и поэтому на реакторах не было бетонного колпака — контейнмента. Это отчасти правда, ведь СССР нуждался в большом количестве энергии и строил много новых станций с относительно недорогими реакторами (хотя РБМК были дороже ВВЭР), рассчитывая компенсировать отсутствие колпаков другими мерами безопасности. Принятие тех или иных решений не всегда было связано с вопросами безопасности, а во многом определялось внутриведомственной подковерной борьбой, в том числе внутри Курчатовского института. В те времена далеко не на всех АЭС в мире такие колпаки были. В СССР же они стали появляться на реакторах ВВЭР после строительства в 1971-1977 АЭС Ловииса для финнов, которые потребовали такой контейнмент. Сейчас его наличие, как и ловушки расплава (это грубо говоря чтобы шахтерам не пришлось рыть тоннель для охлаждения и сбора топлива) - стандарт для новых типов реакторов строящихся в России и за границей.

Ну и еще по мелочам. Вертолет в сериале действительно падал, но осенью, а не в апреле. Легасов все расчеты делал не один — ему помогали ученые из его института, а на самом деле вся атомная наука и техника СССР работали над поиском решений проблем. Но тут в некотором роде собирательным образом выступила вымышленная чудо-женщина-ученый Хомюк. Решения принимала госкомиссия из десятков человек, а не один Легасов с Щербиной и каким-нибудь генералом. И заседали они не в вагончике на территории станции. И водки столько не было, в зоне был сухой закон. Конечно, спирт и самогон находили, но тем, кто много работал, было не до пьянства. Ну и под угрозой смерти и расстрелов никого в Чернобыль не сгоняли и ничего делать не заставляли. Ни ученых, ни инженеров, ни шахтеров, ни даже, вы не поверите, тех 3800 человек, которые очищали крышу энергоблока в 4-й серии. Да, многие шли по приказу, но не под дулами автоматов.


Видео о работе биороботов на крыше. Это та часть, которая показана в сериале максимально близко к документальным кадрам, вплоть до цитирования речей участников. Вообще, видно, что авторы отлично знают материал. Тем обиднее за отсебятину и ляпы, не несущие особой художественной ценности.

Если подытожить, то основные моменты ликвидации в сериале показаны — "тушение" реактора, эвакуация, подкоп под реактор, очистка территории. Все это было, хотя было и много чего еще, например такой важный этап как строительство саркофага. Но я уверен, что многие сцены можно было показать и без художественных доработок, и они выглядели бы не менее драматичными. Ведь история с женой пожарного Игнатенко показана довольно близко к реальности, и она одна из самых ярких в сериале. Хотя облучить ребенка от контакта с мужем она и не могла...

Кстати, в финале показаны титры с описанием «реальных» последствий. Якобы Россия скрывает число реальных жертв и продолжает говорить лишь о 31 погибшем. 31 человек погиб в первые месяцы — это те самые пожарные и работники станции, которые ликвидировали последствия взрыва и пожара. Кстати, остальные из 134 человек с острой лучевой болезнью были вылечены в той самой 6-й больнице благодаря усилиям легендарного врача институт биофизики Ангелины Гуськовой (ее прототип есть в сериале - она общается с Людмилой Игнатенко) и выжили, но об этом в сериале не говорят. Всемирная организация здравоохранения на 20-летие аварии заявляла о возможных 4000 отдаленных смертей среди около 600 000 человек (ликвидаторов + населения, получивших дозы), связанных с радиационными последствиями аварии. И эти цифры Россия не оспаривает. Но один из мифов Чернобыля — что он привел к сотням тысяч смертей, если не миллионам. И погибшие на «Мосту смерти» в финальных титрах — тоже миф, так как радиационная обстановка в Припяти до эвакуации населения была в приемлемых и не опасных для здоровья рамках, в первые дни ветер дул в другую сторону. Так что даже эвакуацию начали заблаговременно, прогнозируя ухудшение обстановки в будущем.

В целом, не смотря на массу фактических замечаний, которые я списываю на художественность произведения, а не пропаганду, как уже начали говорить горячие патриотические головы, у меня лишь две глобальные претензии. Историко-культурологическая - за обилие ничем не оправданной в художественном плане водки, и профессиональная - за завышение опасности радиационных последствий, т.е. определенное способствование радиофобии.

В качестве более жесткой критики приведу ролик-мнение Александра Купного, с которым я и ходил по ЧАЭС и Припяти в 2012 году, а так же встречался с его отцом (на момент аварии Валентин Купный был директором Запорожской АЭС, а с 1995 по 2002 начальником объекта Укрытие на Чернобыльской АЭС). Сам Александр начинал трудовой путь на нашей Белоярской АЭС, с 1988 - на ЧАЭС, где в качестве дозиметриста-разведчика объекта Укрытие облазил весь саркофаг, написав несколько книг и альбомов с собственными уникальными фотографиями:


Я все же поставил бы фильму твердую 4-ку и считаю что хорошо, что такой сериал вышел. Как бы там ни было, в нем показана страшная трагедия и героизм наших людей, ее преодолевших. Просто не стоит верить всему что в нем показано. Если половина из тех, кто посмотрит сериал, начнет искать дополнительную информацию и погружаться в историю вопроса — будет просто замечательно. Потому что о таких трагедиях, о своей непростой истории, надо знать правду, а не те мифы, с которыми мы до сих пор живем. И хорошо, что HBO берется за эту тему, потому что на побуждение интереса к истории и большую достоверность от НТВ с их снятым сериалом, и даже от Данилы Козловского, только приступающего к сьемкам фильма о Чернобыле, я особо не надеюсь.

Список дополнительных источников по теме:
1. Расшифровки записей Легасова
2. Доклад МАГАТЭ об аварии INSAG-7 1993 года
3. ВОЗ: Чернобыль: истинные масштабы аварии
4. Документальный филь "Колокол Чернобыля" (1987)
5. Пересказ подкастов создателей сериала
6. Meduza: Все смотрят американский «Чернобыль». А что на эту тему почитать?
7. Интервью Людмилы Игнатенко
8. Разбор "Чернобыльской молитвы" Алексиевич. Довольно жесткий.
9. Воспоминания старшего инженера-механика реакторного цеха №2 Алексея Ананенка - одного из "водолазов"

Comments:

[User Picture]
From:radiotv_lover
Date:Июнь 26, 2019 06:46 am
(Link)
Это художественный фильм. Странно его так технически комментировать. Это фильм о людях в критической ситуации, а не про реактор.
Это как если бы военные историки комментировали фильм "Александр Невский" Эйзенштейна. А фильм то был хороший и про героизм и про патриотизм.


(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:nucl0id
Date:Июнь 26, 2019 07:01 am
(Link)
Не забывайте уточнять что это художественный фильм пор реальным событиям. Любой фильм по реальным событиям будет так или иначе комментироваться на предмет соответствия этим событиям. Что в этом странного и удивительного?
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]
From:askryshkin
Date:Июнь 26, 2019 10:37 am
(Link)
Кого интересует техническая сторона?
Главное-показать западу русских как ужасных дикарей, которым нельзя доверять строить АЭС
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:jr0
Date:Июнь 26, 2019 03:49 pm
(Link)
Вы не показываете русских, а только сталинистов. Вы - ужасный дикарь.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]
From:atlantis_son
Date:Июнь 26, 2019 10:49 am
(Link)
С водкой, конечно, непонятно, зачем было возводить в такую карикатуру. Создатели фильма (а тем более консультанты) не могли не понимать комичность этих моментов. Я уже в конце подумал - как ещё баллалаек с медведями не встретилось в фильме.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:timur_kizimov
Date:Июнь 26, 2019 01:07 pm
(Link)
И Ситников, в сопровождении солдата идущий осматривать реактор. И Шадов, приехавший к шахтёрам в сопровождении двух автоматчиков. После взрыва по станции бродит толпа каких-то дегенератов, коими персонал не являлся. Дятлов зато прям упырь получился. А вот работу турбинистов и электриков вообще не показали, как будто их и не было. В общем, с таким уважением показали, что лучше б не показывали совсем.
Но снято отменно, не отнять.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]
From:dotcar
Date:Июнь 26, 2019 11:35 am
(Link)
Спасибо за пояснения, Дим.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:zofuz
Date:Июнь 26, 2019 12:10 pm
(Link)
А угрозы министра выкинуть из вертолета академика (живущего в раздолбанной хрущобе почему-то) в духе "Лица со шрамом" или фильмов о Вьетнамской войне и прочие явно американские мотивы выяснения "кто круче" как-то совсем разрушают атмосферу, делая сериал агиткой против ядерной энергетики в целом и СССР с Россией в частности.

Edited at 2019-06-26 13:04 (UTC)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:jr0
Date:Июнь 26, 2019 03:51 pm
(Link)
Это да, черный юмор там - американский. Но зато показано, что все в вертолете все поняли. Вы - видимо, нет.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:earlyhawk
Date:Июнь 26, 2019 12:20 pm
(Link)
Спасибо.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:inryko
Date:Июнь 26, 2019 12:46 pm
(Link)
Спасибо Вам за взвешенную статью про сериал. У нас, к сожалению, принято каждое новое событие в мире кино/сериалов подвергать уничтожающей критике, неважно действительно ли плохой фильм/сериал получился, или он достоин просмотра, несмотря на небольшие недостатки.
Для меня главным достоинством сериала является не точность деталей советского быта (что, конечно, немаловажно, но не самое главное), а именно эта атмосфера опасности, неведомого врага в виде радиационных осадков, катастрофы, масштабы которой было трудно оценить неспециалистам (которыми были мы тогда, я училась в школе).
Не вполне согласна, что не показали советский бардак, ужасный и могучий. Там его как раз за глаза. И я не про то, что что-то скрывалось от людей слишком долго. При всей вездесущей заинформированности относительно ущерба, причиняемого атомным взрывом и как с этим бороться, в школах, на заводах, поликлиниках и бог знает где еще - мы все их читали до тошноты! - люди оказались сказочно беспечными. Гражданская оборона, которая должна была научить реагировать на любые странные явления, проиграла вчистую. Средства индивидуальной защиты? Для слабаков и трусов! А ведь это не просто еще один из регионов СССР, это территория, прилегающая к атомной станции. Да они все должны строем ходить на занятия по ГО, знать назубок, что надо и что нельзя делать в том или ином случае. средства защиты должны быть складированы в школах, больницах и т.п. местах. Ведь декларировалась на каждом углу готовность к войне (да, даже в мирные 70-е, я это отлично помню). И тем не менее, пожарная бригада (!) приезжает на взрыв реактора как на обычный пожар! И вот этому я почему-то верю, даже если в реальности было не так, в общем случае такому в СССР я не удивлюсь.
Так же несогласна, что не показана связь катастрофы с советским пятилетним шапкозакидательством. Легасов (в фильме) прямо обвинил Дятлова в попытке протестировать станцию "задним числом", чтобы премия за сдачу объекта в эксплуатацию не пострадала.
Воспоминания жены Игнатенко я читала, правда, не могу сказать, что это была прямо чистая правда, так как, подозреваю, ее слова могла подкорректировать желтая пресса. В тех воспоминаниях она прямо сказала, что ребенка потеряла из-за плотного общения с мужем - фактически бессменного присутствия с умирающим. Допускаю, что ей так сказали.
Еще одна мысль пришла мне недавно, ее можно прочесть и в комментариях, что сериал-то художественный, так что место вымыслу есть. Хотя чаще всего реальные события никак не менее интересны, чем вымысел.
И спасибо Вам за слова о том, что это не пропагандистский трюк. Такой сериал необходим в первую очередь нам, бывшим советским людям. Не для того, чтобы возненавидеть СССР еще больше. А чтобы, наконец, осознать свою ответственность за ВСЕ, что мы делаем, не списывать свой проступок на "приказ", "угрозу быть уволенным" или лень. И еще почувствовать, как хрупка и в то же время сильна и самодостаточна природа. Да и человек тоже. Просто надо всегда поступать так, как требует здравый смысл и порядочность.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:nucl0id
Date:Июнь 26, 2019 05:47 pm
(Link)
Спасибо за такой отзыв.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:tasylda
Date:Июнь 26, 2019 12:53 pm
(Link)
Потрясающий разбор! Спасибо.
(Ответить) (Thread)
From:75dc287ea30b451
Date:Июнь 26, 2019 02:02 pm
(Link)
"...отключили системы защиты, в результате чего проявили себя дефекты конструкции реактора."

Это вы о каких системах защиты говорите? В смысле, не какие отключили - а отключение каких из них вызвало проявление дефектов?

Отчет МАГАТЭ ИНСАГ-7: "Операции со значениями уставок и отключением технологических защит и блокировок не явились причиной аварии, не влияли на ее масштаб. Эти действия не имели никакого отношения к аварийным защитам собственно реактора (по уровню мощности, по скорости ее роста), которые персоналом не выводились из работы.".

Edited at 2019-06-26 14:09 (UTC)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:buchwurm
Date:Июнь 26, 2019 02:49 pm
(Link)
Именно.
Основное, что человек должен твердо знать о Чернобыле -- это то, что реактор взорвался вследствие сброса аварийной защиты, и то, что ни в каких инструкциях для операторов не описывалась ситуация, в которой АЗ бросать нельзя. И уж тем более их не учили, как распознать такую ситуацию и что делать для перевода реактора в безопасное состояние.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
From:galaxy_19
Date:Июнь 26, 2019 02:31 pm
(Link)

Тот бардак и есть порождение советской системы. Если бы осветили еще и это - стало бы совсем нехорошо. И так прошлись по полной по "цене лжи". Но фильм хороший. Неточный местами, но правильный. Никаких резких выпадов про "треклятый совок все упустил" там нет. Воя "патриотов" понять не могу.

(Ответить) (Thread)
From:1vlasovetz55
Date:Июнь 26, 2019 02:48 pm
(Link)
Воя "патриотов" понять не могу.

Ватный патритизьм, он — иррациональный. Они верующие.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
From:1vlasovetz55
Date:Июнь 26, 2019 02:47 pm
(Link)
Спасибо.
Самый лучший разбор сериала, ИМХО.

А Александр — козёл. Настоящий, савецкий руский.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:antares68
Date:Июнь 26, 2019 05:58 pm
(Link)
Про Хомюк Ульяну Юрьевну явно кто-то из русскоязычных посоветовал, уж больно имя говорящее.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:igorkoch
Date:Июнь 27, 2019 06:13 am
(Link)
И волшебное японское слово дахусима
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]
From:ailcat
Date:Июнь 26, 2019 07:11 pm
(Link)

Это не ошибки и ляпы. Это умышленное искажение фактов.
Пропаганда, если хотите. Если бы были чуть постаршеповнимательнее (застали эпоху видеосалонов 90-х) - заметили бы кучу штампов из антисоветских "голливудских" боевиков той эпохи...



Edited at 2019-06-26 19:11 (UTC)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:jescid
Date:Июль 2, 2019 08:22 pm
(Link)
Если автор — физтех, то относительно недавних годов выпуска.
В наше время таких ещё не делали.

Там и технически столько клюквы, что физика как Шниперсона от фальши только естественно тошнит.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
From:samrustor
Date:Июль 4, 2019 11:54 am
(Link)
заказуха против росатома, кто-б сомневался.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:amazedworld
Date:Июль 5, 2019 07:02 pm
(Link)
Дуракам все одно не понять.
Гратососы знают, молчат-смокчат грудь кормящую.
И лижут руку окормляющую так усердно, что вой стоит в жежухе.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)