Дмитрий Горчаков. Немного атома и радио (nucl0id) wrote,
Дмитрий Горчаков. Немного атома и радио
nucl0id

Categories:

Экскурсия на вертолетный завод

Знаете ли вы где собирают наши знаменитые боевые вертолеты МИ-24? Вот и я до недавнего времени не знал. Есть в Ростове-на-Дону такой завод – Роствертол. Там и только там, на высоких берегах Дона, посреди миллионного мегаполиса и собирают эти грозные боевые машины известные на весь мир, прошедшие за последние несколько десятилетий почти все горячие точки планеты. Это единственный вертолет сбивший истребитель! Несколько лет назад, собирая модель этой машины и мечтать я не мог о том чтобы побывать там где ее делают и рукой прикоснуться к корпусу боевого, пусть и в разобранном виде предо мною представшего, вертолета. Несколько дней назад посчастливилось мне попасть на этот завод на экскурсию…






Завод оборонный, поэтому всякая фотосъемка там запрещена и ни одной фотографии оттуда у меня нет. Помимо Ми-24 завод делает и новый боевой вертолет Ми-28 “Ночной охотник”, который еще не принят на вооружение и сейчас проходит госприемку Минобороны (собрано всего 6 штук – на подходе еще столько же). Помимо этих двух моделей и их модификаций собирается на заводе и транспортный, самый большой и грузоподъемный вертолет в мире – Ми-26. При массе около 55 тонн он способен брать 20 тонн груза. Лишь его удалось там увидеть в полностью собранном виде, но об этом позже.

Приятное удивление от состояния завода

Завод сразу поразил удивительной для промышленного предприятия ухоженностью, аккуратностью асфальтовых дорожек между цехами, белыми паребриками и зелеными газонами. Причем это не просто порядок – была видна и работа ландшафтного дизайнера – клумбы разбитые с элементами альпийских горок, декоративные беседки для курения, аккуратные ели. А чего стоит вполне достойный того чтобы стоять где-нибудь в городском парке немалых размеров работающий фонтан!

Такой порядок стал более понятным после посещения одного из цехов – цеха анодирования, т.е. нанесения защитного покрытия на детали, с новейшим чешским оборудованием и идеальным порядком внутри. Линия анодирования полностью автоматизирована и представляет собой два ряда в пару десятков ванн с химическими реагентами и манипуляторы, последовательно переносящие и окунающие обрабатываемые детали то в один то в другой состав согласно заданной программе. В принципе ничего особо интересного в этом цехе не было, особенно с учетом того что ничего вертолетоподобного там нет, а хотелось сразу увидеть знакомые с детства крылатые формы воплощенные в металле. Однако определенные острые и новые ощущения я испытал когда походил и позаглядывал в огромные открытые ванны с серной и соляной кислотами. Не менее интересными оказались туалеты, пролившие свет на причину такого порядка на заводе. Они пестрели вполне вежливыми современными табличками примерно следующего содержания – “Уважаемые сотрудники завода, берегите воду. Помните что один незакрытый кран выливает в сутки столько-то воды на такую то сумму, а за год набегает такая-то сумма. Эти деньги могли бы пойти на увеличение вашей зарплаты!” То же относительно электричества возле выключателей, и тепла возле дверей на улицу. Это мне напомнило то о чем я не так давно читал – о японской системе повышения эффективности производства, впервые массово примененной на заводах Тойоты а теперь копируемой во всем мире и продаваемой как своего рода ноу-хау. Наши новые здравые управленцы-менеджеры (А Роствертол ныне ОАО и управляется не государством) также перенимают японский опыт и внедряют подобные вещи (в последний раз я читал о применении этой системы на заводе производящем грузовики Урал), несвойственные русскому человеку и лишь отдаленно напоминающие советские производственные лозунги. Тут дело шире простого порядка – речь об общем повышении эффективности по всем направлениям и для каждого типа производства подход во многом будет уникальным. Впрочем я отвлекся.

Сборочные цеха

Вертолеты, как и самолеты, собирают только вручную (включая самые большие Боинги). И как и корабли сборка начинается со стапелей. Это такие конструкции, позволяющие постепенно закрепляя в них несущие элементы, собирать весь фюзеляж, выдерживая нужную геометрию с заданной точностью. Причем отклонение конструкций фюзеляжа общей длиной порядка 10 метров – не более полумиллиметра! (это необходимое условие заменяемости при ремонте)





Представительного вида начальник сборочного цеха показал нам сначала цех с четырьмя Ми-26. Честно говоря, я думал что вблизи они чуть побольше, но Любимой они показались просто огромными.
В цехе стояли два новых, лишь частично собранных (без кабин) корпуса – правда стоят они в таком виде уже несколько лет. А также стояли два вертолета на капремонте – абсолютно пустые машины, без какой-либо начинки – одни пустые корпуса. Такими машины поступают на проверку правильности геометрии фюзеляжа и возможную замену отдельных элементов. Один стоял МЧСовский, другой военный – оба с соответствующей раскраской. Вообще, это те два ведомства которые обычно и заказывают эти машины у нас в стране (правда теперь ооочень редко). СССР мог позволить себе содержать такие машины (было построено порядка 300) – нынешняя Россия – нет. Внутри страны помимо бедных министерств эти машины с гораздо большим успехом заказывают и эксплуатируют, кто бы вы думали, - конечно нефтяники! Есть правда и зарубежные заказы – последняя партия была поставлена например Венесуэле.





Затем мы направились в соседние сборочные цеха “маленьких” боевых вертолетов. Миновав цех с многочисленными ремонтируемыми хвостовыми балками от Ми-24 мы попали туда где стояли два свеженьких корпуса Ми-28. Я уже говорил, всего их 6 собранных летающих машин, те два которые мы видели в сборке – это 11-й и 12-й. Так что не исключено что в скором времени (например ближе к выборам), когда Иванов по телевизору будет гордо представлять заказанные им вертолеты, я увижу именно эти машины. Беседа с начальником цеха проходила под визг инструмента немногочисленных рабочих – вообще на сборку одной машины с нуля уходит около 5 месяцев – были бы деньги. Новых корпусов Ми-24 мы не видели, была парочка старых – опять же на капремонте, даже без хвостовых балок. Один подцепленный краном проплыл и остановился рядом с нами – все-таки сам корпус смотрится очень миниатюрным.

Обменявшись пожеланиями успехов мы расстались с начальником цеха и, на последок, пройдя немного по территории завода подошли к краю летного поля. Да, в городе миллионнике есть завод, на территории которого располагается летное поле в несколько километров в диаметре! Там вертолеты проходят летные испытания конструкции, финальной стадией которых являются полеты, в том числе и над территорией города! Да да, мы сами наблюдали взлет этой громадины Ми-26, который еще долго, уже когда мы покинули территорию завода нарезал круги над Ростовом-на-Дону…

Вот такая была экскурсия… всего и не опишешь
Tags: авиация, техника, фото, это интересно
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments