Дмитрий Горчаков. Немного атома и радио (nucl0id) wrote,
Дмитрий Горчаков. Немного атома и радио
nucl0id

Category:

Музей бронетанковой техники УВЗ. Часть 1.

Уралвагонзавод - крупнейший в России производитель танков. Говорят что он даже занесен в книгу рекордов Гиннеса не только как крупнейший танкостроительный завод но и как крупнейшее по занимаемой площади промышленное предприятие. Не проверял. Был я лишь в небольшом, но очень интересном музее бронетанковой техники УВЗ. В музее за совершенно смешные деньги (30 рублей за билет с фотосъёмкой) можно не только увидеть продукцию завода от Т-34 до Т-90, но и попасть внутрь некоторых экспонатов.





Путь к музею лежит вдоль проходной завода. Перед ней на постаменте стоит тридцатитысячный выпущенный Т-34. Говорят что раньше он стоял на промплощадке. Но когда через несколько десятилетий его решили выставить перед проходной понадобилось лишь зарядить аккумулятор и залить топливо чтобы он выехал своим ходом.


На площади перед музеем выставлена гражданская продукция УВЗ - вагоны, полувагоны, цистерны и просто колесные тележки.


Сам музей с виду небольшой.



Два этажа экспозиций, за неимением времени были пропущены ради кое-чего поинтересней. Лишь на пару минут останавливаемся перед огромной картой


И наконец попадаем в ангар с техникой...





Тут собраны образцы бронетанковой продукции УВЗ со времен войны и до наших дней. По порядку справа налево представлены ОТ-34 (огнеметный Т-34), Т-34-85 (на момент посещения отсутствовал), Т-54, опытные "объект 140" и "объект 167Т", Т-55, Т-62, ракетный танк ИТ-1, инженерная БРЭМ-1, Т-72 "Урал", Т-72А, Т-72Б, Т-90.

Совсем немного истории. Танкостроение на УВЗ, как и немалая часть оборонки на Урале - результат эвакуации оборонных заводов из западной части СССР во время войны. Именно в Нижний Тагил был эвакуирован Харьковский паровозостроительный завод, на котором до войны Кошкин и Морозов создали Т-34. Как известно Кошкин умер еще до войны. А Александр Александрович Морозов возглавил КБ и 8 декабря 1941 УВЗ выпустил свой первый Т-34. За годы войны производство развернули так что тридцатьчетверок выпустили более 30 тысяч. В дальнейшем, после войны, Морозов вернется в Харьков, где будут созданы замечательные машины Т-64 и Т-80, к которым УВЗ уже не будет иметь отношения. Вершиной самостоятельного танкостроения на УВЗ станет Т-90 как эволюционное продолжение массового Т-72.

Стоит отметить что ОТ-34 и Т-90, стоящие в ангаре друг напротив друга, регулярно принимают участие в нижнетагильских выставках вооружений. Первый открывает парад техники, второй демонстрирует гостям выставки свои ходовые и огневые качества на полигоне. Вот ОТ-34 на выставке в 2005 году (взято отсюда):



Информация об этом танке из того-же источника: "Огнеметный танк ОТ-34, производства Уральского Танкового завода в Нижнем Тагиле. В январе 1943 года в окрестностях Москвы на марше две ОТ-34 провалились под лед на Черном озере в районе Косино. Одну машину удалось поднять сразу. Поднять вторую пытались и сразу, и в 50-х, но удалось только в 1999 г. Машину передали заводу. При ремонте ее слегка модернизировали поставив поздние крылья и заменив траки." Вот такая история.

Теперь фото из музея. Покажу их в том порядке в котором машины стоят в музее.

ОТ-34. Собственно это тот же Т-34 выпуска 1942-1943 годов, только вместо курсового пулемета он оборудован огнеметом АТО-42 дальностью огнеметания около 70 метров. Во второй части отчета я покажу этот танк изнутри.


Далее стоит уже послевоенный Т-54 образца 1951-го года. Созданный на базе Т-44. Т-44 в музее нет видимо потому что его делали уже во время войны в небольшом количестве на восстанавливающемся харьковском заводе. А вот Т-54 делали у нас и довольно много. Выпускали Т-54 с 1947-го, имеет массу модификаций и модернизировался вплоть до 80-х.


Тот же Т-54


"объект 140". Опытный образец который создавался на УВЗ под руководством конструктора Карцева как принципиально новая машина. Создан в 1957 г. Ходовая часть в дальнейшем была использована при создании "объекта 167" а затем и Т-72. Внутри "объекта 140" я побывал, но отчет об этом будет позже.


"объект 167Т", тоже опытный. Создан на базе агрегатов Т-62. Интересен тем что на нем впервые в отечественном танкостроении был установлен вертолетный газотурбинный двигатель. Тогда в серийную модель эта затея не вылилась, но в дальнейшем газотурбинники прижились в таких замечательных машинах как Т-80. Да и Абрамсы американские - газотурбинные.


Т-55. Результат глубокой модернизации Т-54 с упором на противоатомную защиту. Серийно выпускался с 1958 г.


Т-62. Новая модель конструктора Карцева, результат дальнейшего совершенствования Т-55. Основные отличия: новая литая башня, новая гладкоствольная пушка 115 мм (На Т-55 100 мм) со стабилизатором в двух плоскостях (на Т-55 была лишь в поздних модификациях) и т.д. Был внутри, довольно подробный фотоотчет будет позже.


БРЭМ-1. Бронированная ремонтно-эвакуационная машина. Создана на шасси Т-72. Выпускалась с 1984 года.


Т-72 "Урал". Конструктор В.Н. Венедиктов. Базовая модель обширного и многочисленного семейства семьдесятдвоек - основы наших бронетанковых войск. На вооружении с 1973 г. Создан на базе ходовой части "объекта 167".


Т-72А. На вооружении с 1976 г. Установлен лазерный прицел-дальномер, новая комбинированная броня, система постановки дымовых завес и т.д.


Т-72Б. на вооружении с 1985 г. установлен комплекс управляемого вооружения "Свирь", навесная динамическая защита (с 1988-го - встроенная).


Т-90. Без комментариев.










Так же в музее представлен ряд узлов и агрегатов различныз машин:

Например вот такой движок. Не помню чей но стоит возле Т-90.


Направляющее колесо с электроспидометром и механизмом натяжения гусеницы танка Т-72


Бортовая передача в сборе с ведущим колесом танка Т-72


Бак-стеллаж танка Т-72. Т.е. это топливный бак в котором есть полости для укладки снарядов - способ рационального использования драгоценного внутреннего объема танка.


Вентилятор системы охлаждения танка Т-72


В следующей части фотоотчета о посещении музея будет описание внутренностей Т-34, Т-62 и "объекта 140".

Репост в сообществе war_museum.


Tags: военные музеи, техника, фото, фотоотчет, это интересно
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments